Погода в Иркутске Яндекс цитирования Rambler's Top100

Железные дороги

Плиты ПЕНОПЛЭКС® марки 45 на протяжении последних лет широко используются МПС РФ в качестве морозозащитного слоя при реконструкции балластной призмы железнодорожных линий.

Материал был доработан в соответствии с техническими требованиями МПС РФ, в настоящее время плиты поставляются с обработкой кромок специальной формы. Применение плит ПЕНОПЛЭКС® разрешено МПС РФ на основании цикла испытаний лаборатории пути МИИТа и регламентировано нормативными документами Департамента пути и сооружений МПС РФ;

  • Технические указания на применение пенополистирола и геотекстиля при усилении основной площадки земляного полотна без снятия рельсошпальной решетки;
  • Стандартные проектные решения и технологии усиления земляного полотна при подготовке полигонов сети для введения скоростного движения пассажирских поездов. Выпуск 1, 2.

Плиты ПЕНОПЛЭКС® доказали свою эффективность и применяются на десяти железных дорогах России: Восточно-Сибирской, Свердловской, Горьковской, Западно-Сибирской, Северной, Октябрьской, Дальневосточной, Куйбышевской, Красноярской, Московской. Кроме того, при устройстве железнодорожного полотна на пролетные строения лоткового типа с целью защиты гидро- и шумоизоляции от механических повреждений в процессе эксплуатации разработана и успешно применяется конструкция с использованием плит ПЕНОПЛЭКС®, примененная в 2002 году при строительстве Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге и мостового перехода около поселка Веребье (Октябрьская железная дорога).

Основная эксплуатационная проблема железных дорог, проложенных в районах с суровыми зимами, это деформация земляного полотна от сил морозного пучения. В холодное время года в теле насыпи насыщенном водой при промерзании образуются ледяные линзы, которые неравномерно приподнимают балластную призму и путевую решетку, вызывая первые деформации железнодорожного полотна.

С наступлением теплого времени года ледяные линзы внутри грунта оттаивают, превращаясь вновь в воду, и эта влага сильно влияет на прочностные характеристики грунтов. Происходит разжижение и осадка несущих слоев насыпи. На протяжении нескольких сезонов холодного и теплого периодов на структуру железнодорожного полотна оказывается многократное воздействие неравномерного подъема-опускания и вырабатывается так называемый "ходячий зазор", что влечет за собой частичную деформацию рельсошпальной решетки и как следствие ухудшается характеристика надежности безопасности движения.

Учитывая тот факт, что для наибольшей эффективности эксплуатации дорог в нашей стране оптимальная скорость движения составов может достигать 120-140 км/час, требования к обеспечению устойчивой и безопасной работы полотна существенно возрастают. В условиях же промерзающих грунтов безопасность движения без постоянной планово-предупредительной выправки и ремонта пути может достигаться только значительным снижением скорости прохождения подвижного состава.

Учитывая данные обстоятельства МПС России активно разрабатывало различные методы борьбы с этой проблемой и в последние годы активно исследовало наиболее эффективные современные способы предохранения железнодорожного полотна от морозного пучения. Были изучены результаты технологических решений применяемые ранее в РФ, а так же современный опыт наших соседей - Норвегия, Швеции, Австрии, Германии.

В технологии поддержания постоянного безопасного качества железнодорожного полотна существуют различные способы.

  • Это может быть полная замена грунта на проблемных участках пучинистых грунтов. Для этого требуется его разработка, вывозка и замена на качественные крупно и среднезернистые пески. При производстве работ необходимо дополнительное укрепление откосов щитами для ликвидации осыпей. Кроме этого необходимо вводить во временную эксплуатацию второй путь на период реконструкции, или использовать большое количество транспортных средств для вывоза старого грунта. Что уже само по себе значительно увеличивает затраты на реконструкцию земляного полотна.
  • Это может быть создание морозозащитного слоя из теплоизоляционных материалов. В качестве теплозащитного слоя ранее использовался пенополистирол и асбестовый щебень, но опыт показал недостаточную прочность и долговечность этих материалов.

В настоящее время одним из вариантов усиления основной площадки земляного полотна (по схеме эффективность равна затраты плюс технологичность плюс долговечность) был выбран метод устройства защитного слоя из экструзионного пенополистирола. Этот метод реконструкции железнодорожных путей в испытаниях МПС занял особое место по основным показателям и был признан как наиболее эффективный в неблагоприятных условиях: при затрудненном поверхностном водоотводе и в зонах повышенных силовых воздействий. При производстве работ применяются специальные путевые ремонтные машины типа РМ-80 или "Самсон", которые позволяют:

  • работать на путях с использованием 6-8 часовых окон в движении поездов;
  • выемку, очистку и укладку гравия производить практически одновременно и без остановок;
  • укладку изолирующих плит производить параллельно с заменой щебеночного балласта.

что несомненно говорит о высокой производительности данного метода. Положительный опыт проведения работ по этой технологии с применением самых современных иностранных материалов был изучен МПС в течение 3 лет при реконструкции Октябрьской железной дороги, что позволило рекомендовать его и для применения остальным ж.д.

Кроме этого ПЕНОПЛЭКС® по основным параметрам превосходит все другие виды утеплителей. Способность плит ПЕНОПЛЭКС® препятствовать повреждению земляного полотна обусловлена такими их качествами, как отсутствие водопоглощения и соответственно большая морозоустойчивость, высокая прочность на сжатие и изгиб, устойчивость к динамическим воздействиям, стойкость к гниению.

Показатели Размерность Требования МПС Показатели плит ПЕНОПЛЭКС Метод испытаний
Плотность кг/м3 35 38,6 - 50,0 ГОСТ 17177-94
Прочнность на сжатие при 5% линейной деформации МПа 0,45 (не менее) 0,5 ГОСТ 17177-94
Предел прочности при изгибе МПа 0,7 (не менее) 0,7 ГОСТ 17177-94
Деформативность под многократно приложенной динамической нагрузкой % 5,0 (не более) 2,1 По спец. программе
Водопоглощение по обьему за 24 часа % 0,5 (не более) 0,2 ГОСТ 17177-94
Коэффициент теплопроводности во влажном состоянии Вт/мК 0,04 (не более) 0,036 ГОСТ 30290-94
Длина м 4,0(не менее) 4,0 - 4,5  
Ширина м 0,4 - 0,6 0,6  
Толщина мм 40 - 100 40 - 60  

     Повреждение полотна железной дороги возникает из-за проникновения и замерзания воды в холодовосприимчивых слоях несущих грунтов. Будучи уложенными на глубине не менее 0,4 метра, теплоизоляционные плиты в дождливый осенний период предотвращают накопление воды в несущих слоях насыпи, а в зимний период уменьшают глубину промерзания грунта. Толщина теплоизоляционного слоя зависит от климатических условий, глубины расположения уровня грунтовых вод, состояния водоотводных сооружений и определяется теплотехническим расчетом из условия полного выведения пучинистых грунтов из зоны промерзания. Применение плит ПЕНОПЛЭКС® качественно меняет процесс промерзания земляного полотна. На дорогах без теплоизоляционных слоев грунты под насыпью промерзают на большую глубину по сравнению с обочинами. Это вызывает в зимний период миграцию влаги в грунтах от обочин к земляному полотну с водонакоплением в теле насыпи, что увеличивает морозное пучение. На участках с теплоизоляционными слоями глубина промерзания под обочинами больше, чем под полотном, что вызывает миграцию влаги в сторону обочин с осушением грунта насыпи. Вследствие этого уменьшается глубина промерзания, а тем самым и его пучение, происходит незначительная усадка грунта, его доуплотнение и не происходит разжижения грунтов в период весеннего оттаивания.

Оптимальное сочетание цены и качества дало основание МПС России после сертификационных испытаний рекомендовать изолирующий материал ПЕНОПЛЭКС®-45 в качестве основного при усилении и капитальном ремонте железных дорог страны. При производстве работ применяется специальная ремонтно-строительная техника, которая позволяет делать реконструкцию пути без съема рельсошпальной решетки. После выемки щебня изоляционные плиты укладываются на определенную глубину, в определенном порядке и конфигурации на разных зонах перехода. После укладки плиты засыпаются чистым щебнем. Таким образом, применение специализированной техники при реконструкции полотна позволяет максимально использовать рабочий график движения поездов, работая в окнах движения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: высокоэффективный изолирующий материал - экструзионный пенополистирол марки ПЕНОПЛЭКС® 45 позволяет добиться хороших показателей защиты земляного полотна от климатологических воздействий, тем самым, увеличивая эксплуатационную безопасность и долговечность железных дорог страны.

наверх

Железные
  © 2007 - 2017 ООО Торговая Компания "БЛАГО"
Мегагрупп.ру